Избранное. Том 1
С. К. Ломакин






ДУХОВНАЯ ОСНОВА ТВОРЧЕСТВА


В ночь со 2 на 3 октября 1814 года в Москве родился русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов. Он принадлежит к числу гениев мировой литературы. Духовно-этическая природа его таланта такова, что уже в юношеские годы своими стихами обратил на себя внимание читателей. Его творчество не предавалось забвению ни при жизни, ни после трагической смерти. Своими произведениями, как прозаическими, так и поэтическими, Лермонтов вызывал такое состояние у читателей, какое испытывал сам во время написания. Это, по моему мнению, высшее достижение литературы.

В русской литературе принято считать, что поэтом номер один, бесспорно, является А. С. Пушкин. Для такого утверждения есть все основания. Богатство и многогранность, многокрасочность, лиричность, светлость, веселость и философская глубина поэзии Пушкина стяжали ему всемирную известность. Написав эти слова, я подумал: А разве нельзя их отнести к таким великим русским поэтам, как М. Лермонтов, Н. Некрасов, Ф. Тютчев, А. Фет, А. Блок, С. Есенин и др. У каждого человека, интересующегося поэзией, – свой поэт, который отражает строй его мыслей и чувств. Личностный подход к поэзии всегда зависит от жизненного контекста и подразумевает объективное изучение истоков ее, границ и возможностей поэтической индивидуальности. Однако момент поиска, обращенного на форму и содержание произведений изучаемого поэта, носит субъективный характер.

Для меня поэтом номер один является М. Ю. Лермонтов. Хотелось бы поделиться с читателями некоторыми мыслями и впечатлениями от поездки в лермонтовский музей-заповедник «Тарханы». В г. Пензе проходила всесоюзная философская конференция, и руководство города организовало для ее участников поездку в старинное село Тарханы, ныне – Лермонтово. О М. Лермонтове написано великое множество статей, книг, в том числе лермонтовская энциклопедия, и мое повествование не является притязанием на нечто новое. Это лишь взгляд человека, любящего стихи Лермонтова и пытающегося ответить себе на вопрос об истоках гениальности поэта.

М. Лермонтову было пять месяцев от роду, когда его привезли из Москвы в Тарханы, где и прошло его детство и отрочество. С младенческих лет будущего поэта окружала удивительная природа. Она производит огромное впечатление на каждого человека, кто хотя бы раз побывал в Тарханах. Барский дом утопает в зелени, рощи, пруды, круглый сад, домовая церковь Марии Египетской – первые впечатления поэта.

... Любил с начала жизни я
Угрюмое уединение,
Где укрывался весь в себя,
Боялся, грусть не утая,
Будить людское сожаление...
Я вопрошал природу, и она
Меня в свои объятья приняла...

«Людское сожаление» и сочувствие в полной мере испытал ребенок, рано лишившийся матери. Это, видимо, не могло не сказаться на его восприятии мира, наложило особый отпечаток (порою мрачный) на творчество поэта. В стихотворении «Пусть я кого-нибудь люблю» (черновой вариант) М. Лермонтов написал:

Я сын страданья. Мой отец
Не знал покоя под конец.
В слезах угасла мать моя:
От них остался только я,
Не нужный член в миру людском,
Младая ветвь на пне сухом...

После смерти матери будущий поэт не мог найти утешения у отца. Вражда между ним и бабушкой – Е. А. Арсеньевой – привела к тому, что Юрий Петрович Лермонтов уехал из Тархан в небольшое родовое имение Кропотово и прожил там около 15 лет вдали от сына.

Позднее поэт писал с великим сожалением о разлуке с отцом, которого очень любил и жалел:

Ужасная судьба отца и сына
Жить розно и в разлуке умереть.

Сохранились письма отца к сыну, в которых незадолго до смерти отец писал: «Благодарю тебя, бесценный друг мой, за любовь твою ко мне и нежное ко мне внимание, которое я мог замечать, хотя и лишен утешенья жить вместе с тобою». Подобная судьба была уготована многим известным поэтам мира: они рано лишались родителей и «розно» жили. Как знать, может быть, именно этот факт влиял на быстрое взросление одаренных детей. На письма отца сын позднее ответит:

Прости! Увидимся ль мы вновь?
И смерть захочет ли свести
Две жертвы жребия земного.
Как знать! И так прости! Прости!
Ты дал мне жизнь, но счастья не дал;
Ты сам на свете был гоним,
Ты в людях только зло изведал...
Но понимаем был одним...

Среди многих пророчеств великого поэта подтвердилось и это: смерть соединила отца и сына, они покоятся вместе в фамильной часовне.

Когда я бродил в одиночестве (сознательно отстал от группы с экскурсоводом) по ухоженным аллеям парка, круглому саду, заходил в фамильную часовню Арсеньевых, где похоронен поэт, шагал по стволам деревьев, далеко выступающих над чистой водой пруда, думал: человек, живущий среди такой природы, не может не восхищаться красотой ее, не может свои чувства не выразить в стихах или живописи. Размышляя об этом, я вспомнил слова поэта:

... Свод неба синий тих и чист,
Прохлада с речки повевает,
Прелестный запах юный лист
С весенней свежестью сливает,
Везде, кругом сгустился лес,
Повсюду тихое молчание...

Природа обогащает ум поэта, рождает возвышенные чувства, смягчает душу, воздействует на формирование образного мышления. В поэме «Сашка» Лермонтов напишет о своем одиночестве, взрослении, духовных устремлениях. Он значительно опережал своих сверстников в интеллектуальном развитии, а его мысли и поступки вызывали неадекватную реакцию со стороны взрослых, иногда его просто не понимали.

... Он не имел ни брата, ни сестры,
И тайных мук его никто не ведал.
До времени отвыкнув от игры,
Он жадному сомненью сердце предал...

Сомнение всю жизнь терзало сердце поэта: он не был убежден в своем поэтическом даре. Лишь один человек верил в его талант – его бабушка – Елизавета Алексеевна Арсеньева, любившая внука до самозабвения. Ей Лермонтов обязан блестящим образованием, она заменила ему отца и мать, сосредоточив на нем всю свою любовь и заботу. Однако должен оговориться: заменить ребенку отца и мать невозможно. Психофизиологи научно доказывают: лишение в первые годы жизни ребенка родительской ласки, особенно со стороны матери, вызывает необратимые процессы в его психике, которые невозможно ничем устранить и которые могут проявиться самым негативным образом в характере, линии поведения во взрослой жизни человека. Современники Лермонтова отмечали нелюдимость, замкнутость, язвительность поэта. Не верить данным свидетельствам нельзя. Поэт всю свою недолгую жизнь с грустью вспоминал о кратком общении со своими родителями. Среди записей, сделанных в разное время можно прочитать: «Шести лет он уже заглядывался на закат, усеянный румяными облаками, и непонятно-сладостное чувство уже волновало его душу, когда полный месяц светил в окно на его детскую кроватку. Ему хотелось, чтобы кто-нибудь его приласкал, приголубил, но у старой няни руки были такие жесткие!». Отсутствие нежности со стороны человека, которому можно было бы поверять свои тайны, открыть душу, ожесточило ребенка, и он рано погружается в свой мир, непонятный для окружающих его людей. Возвращаясь к этой проблеме еще раз, пытаюсь найти истоки черт характера поэта и, если хотите, гениальности.

Я никогда не мог сказать
Священных слов – отец и мать......
В уме я создал мир иной
И образов иных существование...

– напишет 14-летний подросток в стихотворении «Русская мелодия». В барском доме в Тарханах меня поразили живописные работы поэта. Впечатление такое, что поэт, считавший себя несовершенным человеком, замечает совершенство природы, утверждая тем самым необходимость прилагать огромные усилия, чтобы достичь завершенности, гармоничности в себе. Картины выполнены профессионально, особенно привлекает полотно «Кавказский вид близ селения Сиона» – одна из лучших работ поэта-художника. Созданные стихи и картины о малой Родине говорят о великой любви поэта к тем местам, где он воспринимал чувствами ритм и гармонию окружающего его мира природы и близких ему по духу людей.

Половина жизни – 13 лет – прошла у поэта в Тарханах. Природа с колыбели озарила его божественным сиянием, осветившим и вторую половину жизни. Можно с уверенностью сказать, что святая любовь Лермонтова к России зарождалась в Тарханах. Тарханы – источник величайшей силы поэта. В стихотворении «Родина» поэт-патриот говорит о любви к своему Отечеству, описывая свои впечатления, полученные в детстве.

Проселочным путем люблю скакать в телеге
И взором медленным пронзая ночи тень,
Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень;
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез...

Какая прелесть! Гениальное творение!

Творческий подвиг Лермонтова велик, трудно высветить какую-либо грань его таланта. Перечитывая стихи поэта, думаешь: они созданы не без влияния Всевышнего, и, наверное, многие читатели прозревают промыслительную субстанцию Божью во время их чтения. Природа у Лермонтова не только в стихах, но и в его немногочисленных прекрасных живописных полотнах являет собой нам Божественное откровение.

... Когда студеный ключ
играет по оврагу
И, погружая мысль
в какой-то смутный сон,
Лепечет мне
таинственную сагу
Про мирный край,
откуда мнится он,–
Тогда смиряется
души моей тревога,
Тогда расходятся
морщины на челе,
И счастье я могу
постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога.

Поэт, обладая образным мышлением, создавал свои произведения, отталкиваясь от реалий жизни. Об этом свидетельствуют полярность его героев, их контрастность: герои его не выдумка, не фантазия, а следствие контрастности самой жизни, личных переживаний и обстоятельств. Очарование стихотворений и прозы Лермонтова связано с чистотой языка, целым рядом точных наблюдений. В них соседствует жестокость и нравственная чистота героев, сочетание гедонистического отношения к жизни, большой чувственности и холодной остроты мышления, великодушия и страдания благородного сердца. Впечатление такое, что его разум открывает то, что душа уже знает.

Многие современники Михаила Лермонтова и исследователи его творчества удивлялись зрелости поэта и сетовали, что гениальный юноша так рано трагически покинул мир. Об этом писал Толстой, Достоевский, а Белинский сказал: «Что бы еще сделал он? Какие поэтические тайны унес он с собой в могилу? Лук богатыря лежит на земле, и нет другой руки, которая натянула бы его и пустила в небеса пернатую стрелу». Размышляя над стихами, поэмами, прозой Лермонтова, я неотступно думаю о том, откуда у этого совсем юного человека такие зрелые, талантливые, гениальные стихи, проза? Дар Божий, наследственность или изматывающая работа над собой? А может, дивная природа, благотворно повлиявшая на его творчество? Наверное, все вместе.

В стихотворении «Молитва» Лермонтов по существу ответил на вопрос, как он пишет свои произведения, где истоки его гениальности.

В минуту жизни трудную
Теснится в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души, как бремя, скатится,
Сомненье далеко –
И верится, и плачется,
И так легко, легко.

Лермонтов прожил всего 26 лет. Современница его, поэтесса Евдокия Ростопчина, писала: «Поэты Русские свершают жребий свой, не кончив песни лебединой». Что написал бы Лермонтов, проживи он еще 40-50 лет, можно только гадать да горевать о том, что поэт не реализовал полностью те дарования, которыми обладал. 219

Но бесспорно одно: сменяющие друг друга поколения людей оценили великие творения Михаила Юрьевича Лермонтова, по праву отнеся их к гениальным шедеврам русской и мировой литературы. Благодаря его творчеству мы, читатели, постигаем новый смысл бытия, обнаруживаем другой духовный мир, неведомый нам, и заставляющий нас размышлять, страдать, восхищаться!