Дрозд Память сердца
Дрозд








Людмила Дрозд

ПАМЯТЬ СЕРДЦА



Книга-воспоминание






МУЗЫКАЛЬНАЯ АВТОБИОГРАФИЯ


Зачем вы начертались так

На памяти моей,

Единый молодости знак.

Вы, песни прошлых дней?

    А. Дельвиг




МАМА

Сколько помню себя, столько пою или слушаю пение. Задолго до школы знала множество роман­сов, русских и украинских песен. Это был мамин репертуар. Голос её небольшой, но очень приятный, манера исполнения - проста и сердечна. А пела она всегда: готовила ли еду, прибиралась или шила, и если вдруг замолкала, я говорила: «Спой ещё, пожа­луйста!». Она никогда не отказывалась, только спра­шивала: «Что же ты хочешь?». Чаще всего я просила «Мама, ты спишь» - очень грустный романс. Осо­бенно помнятся предпраздничные дни. Мама, стоя у стола и разглаживая накрахмаленные, выкра­шенные красным стрептоцидом до кремового цве­та марлевые шторы, запевала, а я в сотый раз ясно представляла и переживала всё, о чём пелось в ро­мансе. Вот он:

Мама, ты спишь, на тебя надевают
Новый, совсем незнакомый, наряд,
Грустно кругом: то поют, то читают,
Свечи высокие тускло горят.
            Папа, ты плачешь, скажи, что с тобою,
            Хочешь, пойдём на рояле играть,
            Будешь доволен сегодня ты мною,
            Буду послушно я всё исполнять.
Мама услышит и сразу проснётся,
Встанет, придёт с поцелуем для нас,
Ласково взглянет, тебе улыбнётся,
Ну, побежим, папа, в залу сейчас!
            Ах, полно, родная! Мне душу терзает
            Каждое слово, голубка, твоё!
            Тьма беспросветная мне наступает,
            Сгибло, потеряно счастье моё!
Там, на кладбище, где всё зеленеет,
Где молчаливо спокойствие веет,
Там, где дорогу кончают свою,
В землю зароют там маму твою.
            Только лишь ты, моя звёздочка ясная,
            Будешь одна предо мною сиять,
            А как настанет мне старость нещадная,
            Будешь больную мне грудь согревать.



Продолжая петь уже «что в голову придёт», мама вставала на стул, чтобы развешивать шторы. Я по­давала их по очереди: верхняя - поперёк окна, две узенькие - вертикально, до подоконника, а посере­дине - две белые раздвигающиеся занавески. Когда все окна бывали «одеты», становилось очень наряд­но! Это приближалось «1-е Мая» или «7-е ноября», а если Новый год, то по карнизу ещё пускалась зелё­ная пушистая веточка дерезы - как чудо!

Мама рассказывала, что в гимназии, «на торже­ственных актах», она пела романсы, соло или дуэтом. Моё самое раннее воспоминание об её пении «на лю­дях» таково: маленькая комната, топится круглая печка-голландка, согревающая сразу две комнаты. Дверца печи открыта, перед ней, на низенькой та­буреточке, сидит мама, периодически подбрасывая поленья. Лицо, освещённое живым огнём, такое до­брое, красивое и... счастливое! Жизнь ох, как непро­ста бывала временами, но когда пела, мама была счастлива всегда - это виделось очень ясно.

Так вот, я ещё не училась. Сижу на подушке у спинки кровати, что стоит рядом с печью. Мне вид­на вся комната: в углу по диагонали от меня, у окна, ещё одна кровать, на ней лежит сестра Лида. Она в гипсе, после операции на колене - следствие пере­несённой в детстве скарлатины. На днях её принесли на носилках из больницы мальчики-одноклассники. Привезти было не на чем - шёл 1944-ый год. Все они и девочки их класса разместились кто где: на сту­льях, на табуретках, на кроватях и прямо на полу -  почти весь 9-й «Б» Тюменской средней школы № 6, что занимала тогда красивое старинное здание быв­шего ремесленного училища, построенного купцом Текутьевым на углу улиц Томской и Садовой, ныне -  Осипенко и Дзержинского. Сейчас в нём геогра­фический факультет Тюменского госуниверситета. Одноклассники Лиды бывали у нас частенько: поо­диночке - занимаясь с нею уроками, или все вместе, устраивая вечеринки «вскладчину», с обязательными винегретом в зелёном эмалированном ведре и крас­ным патефоном со стопкой пластинок. Лида была центром их дружной компании, а мама - обожаемой покровительницей. На вечеринках, в танцах, участ­вовала и я - меня, шутливо улыбаясь, приглашали мальчики и частенько потом удивлённо говорили: «Да ты хорошо танцуешь!». Я очень радовалась и тан­цам, и похвалам! А научил меня танцевать брат Толя. Он тренировался со мной: придя из школы после уроков, отодвигал в угол обеденный стол и начинал отрабатывать скольжение бостона, вальсовое кру­жение в обе стороны или ёлочку танго. Нравились мне и игры этих вечеринок, за которыми я только наблюдала: «Садовник», «Кормление голубей», «Фан­ты», и самая любимая всеми, из числа маминых, гим­назических, - «Флирт». Для неё были приготовлены открытки, на обороте которых напечатаны, посере­дине крупно, названия цветов, а под ними мельче - текст: лиричный или шутливый, соглашающийся или отвергающий, радостный или сердитый. Играющие разбирали открытки и обменивались ими, называя вслух цветок и передавая открытку. Получивший её читал текст под названным цветком и, выбрав подходящий ответ в своей, полученной или взятой «на базаре» открытке, передавал её задавшему во­прос или обращался к кому либо со своим вопросом. Тексты были разные - в рифму и без неё, из одного- двух слов и в несколько строчек, из литературных произведений, иногда чуть изменённых, и просто разговорные. Вот несколько из запомнившихся мне: «Завтра, в пять, под часами, у «Темпа», «Вернись, я всё прошу!», «Мечтаю о вальсе с тобой», «Ваши губки просят поцелуя», «Ах, злой Ваш язычок страшнее пи­столета» и т.д. Утро после таких вечеринок обычно начиналось мелодией «Дождь идёт» - песня исполня­лась «на чужом языке». Под неё я просыпалась. Это Толя успевал накручивать патефон, пока его не уне­сли. Но я отвлеклась.

В тот раз, когда все расселись, угомонились, на­чался мамин концерт - «по заявкам»: почти у каждо­го из присутствующих был свой любимый романс, а первым мама запела - «У камина»:



Ты сидишь одиноко и смотришь с тоской,
Как печально камин догорает,
Как в нём яркое пламя то вспыхнет порой,
То бесследно опять исчезает.
Ты грустишь всё о чем? Не о прошлых ли днях,
Полных неги, любви и привета?
Так, чего же ты ищешь в сгоревших углях?
Ведь тебе не найти в них ответа.
Подожди ещё миг, и не станет огней,
Что тебя так ласкали и грели,
И останется груда лишь чёрных углей,
Что ещё догореть не успели.
О, поверь, что любовь - это тот же камин,
Где сгорают все лучшие грёзы,
А исчезнет любовь, в сердце холод один
И тоска, и сомненья, и слёзы.



Потом следовали просьбы: Эрик Осинцев - «Белой акации», Юра Шеин - «Глядя на луч», Ада Первушина - «Уголок», Коля Уткин - «На дерновой скамье», Люба Бочкарёва - «Вы просите песен», Стасик Сохранов - «Чайка», Клара - «Спи, моя девочка» и ещё - «У зори, у зореньки», «Сон монахини», «Осенний сон»...

Мама пела и пела. Я сидела тихонько и, как, ока­залось, навсегда впитывала мелодии, стихи и всю эту атмосферу душевного родства, доброты и люб­ви. По-своему, ярко представляя и переживая со­держание романсов, я подчас довольно причудливо понимала их. Мама поёт: «На ресницах моих, против воли, слеза, грусти полной предатель, дрожала», а я представляю: сидят двое красивых и влюблённых, а из угла тайно смотрит на них и дрожит противный предатель. Его я ненавидела, умирающую красавицу ужасно жалела, а садом любовалась: романс закан­чивался - «Моя милая еле дышала, А в саду соловей громко песню всё пел, Липа тихо листвою качала».

Когда дрова сгорели (их привезли откуда-то на санках, накололи и занесли в дом эти же ребята и делали так не однажды), мама маленькой витой чу­гунной кочергой разбила головёшки, сгребла угли горкой и, мило улыбаясь, спела последнее: «Вы про­сите песен, их нет у меня...» Расходиться никому не хотелось. На время забытые голод и заботы, учебные и домашние, подступали вновь...

После окончания войны и возвращения папы у нас стали бывать гости - родственники, друзья- охотники с жёнами, мамиными подругами. Осо­бенно помнятся дни рождения родителей. Они оба летники. В мамин - с утра на большом обеденном столе, накрытом праздничной скатертью, появлял­ся пышный букет сирени, белой и лиловой. Это бра­тья Толя и Дима нарезали её во дворе своих друзей, братьев Шушкановых. Аромат сирени смешивался с вкусными запахами от торта «Стёпка-растрёпка» и «Венских сухариков», испечённых накануне. Мне открылись мамины кулинарные способности: вдруг стали появляться блюда, закуски и выпечка, о кото­рых я знала только из её рассказов «о прежней жиз­ни» да из частых возгласов сестёр и братьев: «А вот до войны...». Это были селёдочный форшмак, печё­ночный паштет, фаршированная щука, мясной и рыбный пироги, на горячее - жаркое из уток, добы­тых папой. Всё невероятно вкусное! Никогда, нигде и ничто мне не нравилось больше того, что готовила мама! Напитком для мужчин занимался папа, и это было священнодействие. За два-три дня до прихода гостей он открывал бутылки с водкой и вбрасывал в них аккуратно нарезанные полоски высушенных лимонных корочек, всегда хранившихся в буфете, в красивой стеклянной вазочке. К празднику полу­чалась очень всем нравившаяся настойка. Её пере­ливали в хрустальный графин. Женщины пили пор­твейн или вермут. Говорят, они были хороши тогда.

После третьей-четвёртой рюмочки - «За именин­ницу», «За благоверного», «За всех присутствующих», папа брал в руки гитару, и наступала самая любимая мною часть праздника - пение. Начинали обычно с «Вечернего звона». Дамы, ведомые мамой, запевали: «Вечерний звон, вечерний звон! Как много дум на­водит он», а фоном и послесловием к каждой строке было мужское «Бом-Бом-Бом-Бом». Потом кто-нибудь из мужчин запевает - «Из страны-страны далёкой, С Волги-матушки широкой», остальные подхватыва­ют - «Ради славного труда, Ради вольности весёлой, Собралися мы сюда...» Так радостно, воодушевлённо звучат прекрасные стихи и замечательная мелодия, что последние слова: «Первый тост - за наш народ, За святой девиз - Вперёд! Друзья, вперёд! Вперёд! Вперёд!» завершаются весёлым ликованьем. Не од­нажды бывало, что в открытые окна, с улицы, вле­тали аплодисменты - от остановившихся прохожих!

Не успели отсмеяться, мама поднимает пустую рюмочку, улыбаясь, смотрит на папу и речитативом выводит: «Спели песню до конца, нам - по рюмочке винца! Ты хозяин наш, ты кудрявый наш, ты кудря­ми потряси, нам по рюмке поднеси». Папа прини­мается разливать настойку. Вид у неё - чудесный: тонкой струйкой заполняются хрустальные стопки и рюмочки (хрусталь - подарок детей на серебряную свадьбу), и стол преображается золотисто-лимонным сиянием. Мама просит всех: «Пожалуйста, берите рюмочки за талийки - пусть малиновый звон про­звучит!» И он звучит, и все радуются! Через какое- то время кто-нибудь из мужчин обращается к маме: «Ну. Юленька, порадуй нас!» Снова звучит чудный папин аккомпанемент и мамины - «Хризантемы», «Уголок», «Не пробуждай воспоминаний»...

Застолье продолжается. Мама приглашает «от­ведать» того или другого, пересыпая речь разными прибаутками. На возражение против большого ку­ска пирога говорит: «Бог пристанет, этого не доста­нет», а чтобы всё было съедено: «Что порушено, да не покушано, то хозяйке укор». Помню, я иногда ду­мала: и что она такое говорит, когда всё, что есть на столе, и так все видят и едят, и ничего не оставляют, зачем же она всё напоминает, как будто хвалится. Сейчас понимаю - то был ритуал. И ещё - иногда я мысленно удивлялась - откуда это всё?! Ведь в обыч­ное время мы по-прежнему не всегда наедались до­сыта, и может, лучше бы иметь хоть какой-то запас еды, которого, надо сказать, никогда не бывало, а не тратиться так на праздники. А вот сейчас думаю: и что бы я запомнила тогда на всю жизнь?! Может, это и есть то самое русское гостеприимство и хлебосоль­ство, что дороже сытости...

Горячее закончилось, закуски на исходе, а пес­ни всё звучат и звучат - «На последнюю да на пятёр­ку найму тройку лошадей», «Слышен звон бубенцов издалёка», «Быстры, как волны, все дни нашей жиз­ни»... Если бывал дядя Гриша, обязательно пелись его любимые - «Мой костёр» и «Когда я на почте слу­жил ямщиком», причём, последнюю начинали имен­но этими словами. Но как-то, уже на исходе жизни, дядя Гриша, обычно молчаливый и, что называется, весь в себе, вдруг сказал: «А песня, ведь, по-другому начинается» и даже напел:



«Мы пьём, веселимся, а ты - нелюдим,
Сидишь, как невольник в затворе,
Мы чаркой и трубкой тебя угостим,
А ты нам поведай о горе».



Тогда-то мне, наконец, стало понятно, что по­следние слова песни: «Налейте ж, налейте скорей мне вина, Рассказывать нет больше мочи!» обраще­ны не просто в пространство, а к конкретным лю­дям. В те времена песни, а тем более романсы, что пелись у нас дома, не звучали ни в концертах, ни по радио и не печатались, за исключением «Ямщика», он часто исполнялся.

Иногда запевали Некрасовскую - «Меж высоких хлебов затерялося Небогатое наше село, Горе горь­кое по свету шлялося и на нас невзначай набрело», особенно после того как один из ближайших друзей- охотников, Александр Иванович Лисичкин, застре­лился. Это был шок для всех! Такой симпатичный, красивый человек - высокий, темноволосый, с кра­сивыми чёрными глазами и усами. Песню охотники пели совсем на другой, чем сейчас, мотив - ещё более грустный, но тоже красивый. Споют, наполнят рюм­ки, встанут и выпьют, не чокаясь и ничего не говоря.

Ближе к чаю запевались частушки. И их я очень любила и многие, так же, как и романсы, больше ни­где не слышала. Начинали всегда мама с папой, а потом и другие включались. Вот они:



Ёлки-палки, лес густой,
Брови не нахмуривай,
Что нам рубль, что нам два,
Знай только погуливай!
                      Потеряла я колечко,
                      Ни в сусеке, ни в муке,
                      Оказалося колечко
                      У милого на руке!
Мне кукушка куковала
В право ухо, левый глаз,
Неужели мне милёночек
Колечко не отдаст!
                       Хорошо траву косить,
                       Котора сама косится,
                       Хорошо милку любить,
                       Котора не заносится!
Сколько лесом ни ходила,
Крепче дуба не нашла,
Сколько милых ни любила,
Лучше Гени не нашла!
                       Ты не стой у ворот, не скрипи подборами,
                        Убирайся к лешему с своими разговорами.
                        Ты не стой у ворот, не маши газетами,
                        Все равно любить не буду, не корми конфетами.
Ах, какая я была и какая стала,
И какому чудаку в руки я попала!



Часто звучали украинские песни - грустные, пе­вучие, они очень нравились мне: «Нiчь яка мiсячна», «Стоiть гора високая», «Ой дiвчино, шумить гай»... Слёзы вызывали слова в песне «Мiсяц на небi, зiронь­ки сяють»: «Ой, не ворожка, не чаровниця, Батьку та мати це все дали, Ой, дали брови, ой, дали очi, А счастя-долi дать не смогли!»

Завершалась украинская часть весёлой - «Ой, хо­дила дiвчина бережком...»

Из многочисленных русских я особенно любила - «Где эти лунные ночи? Где это пел соловей? Где эти карие очи? Кто их ласкает теперь?!» Запевала её всегда тётя Лиза - Елизавета Филипповна Миронова. Сопровождение - общие повторы последней строки. Такая светлая мелодия, такая чистая грусть и крот­кая, искренняя нежность! Самой любимой из новых песен была - «Снова замерло всё до рассвета...»

Интересный, живописнейший человек бывал у нас - высокий, статный, с красивой копной ру­сых волнистых волос, с пышными усами, бородой и синими-синими глазами. Папа представлял его - «Лучший в городе оружейных дел мастер! Георгий Иванович Кирчиков». Мы звали его дядя Готя. Про­фессионально глуховат, он, тем не менее, прекрас­но пел! Особенно любил песню - «На пригорке зем­ляничка под прикрытием росла, А княгиня молодая с князем в тереме жила»... На одной из последних встреч я, уже взрослая, подпевала ему. Окончив песню, он встал из-за стола, торжественно подошёл ко мне и галантно поцеловал руку. Я была радост­но смущена. Позже поняла - он подошёл за то, что знаю «их» песню, пою, а значит, и песня, и он, и все застолье останутся в памяти следующего поколе­ния. В эту память и пишу сейчас, и переживаю те далёкие, светлые минуты. Учась в Омске, я купила оперу Верди «Риголетто» - на пластинках. Примча­лась в общежитие и стала прослушивать. В заклю­чительном акте началась ария Спарафучиле. От не­ожиданности я вскочила со стула - пел дядя Готя!!! На пластинке надпись - «В. Гаврюшов, бас». Давно запомнила это, но всё равно, когда слушаю вновь, не могу избавиться от того первого ощущения. Сно­ва и снова беру пластинку, читаю - надпись всё та же, а поёт - дядя Готя!

Иногда на наших праздниках бывали и танцы, для чего открывалась дверь в смежную комнату. Пара вальсов и задорный пляс под «Барыню». Играли уже на трёх инструментах: гитару брал дядя Коля, бала­лайку - Владимир Николаевич, а папа - мандолину. Звучал вполне пристойный ансамбль. И танцующие, и музыканты, и зрители бывали очень довольны.

После танцев и чая гости начинали собираться. Пока одевались, мама шла к дверям с подносом и полными стопочками на нём. Нарочито-чинно кла­няясь и лукаво улыбаясь, она говорила нараспев: «На посошок, дорогие гости, чтобы не запнулись до­рогою! До следующего свиданьица»!» Мужчины от­кровенно радовались, целовали маму «в щёчку» или -  «позвольте к ручке припасть» и приговаривали:

-  Ну, Юленька, угодила! Ну, угодила!

Дамы обнимались, успевая что-нибудь припом­нить или договориться о чём-то своём, и обмахи­вались душистыми кружевными платочками. На­конец, все, раскланиваясь, отбывали. До сих пор звучит во мне рокочущий голос дяди Готи - старея, он всё чаще, с нежнейшей улыбкой глядя на дам, приговаривал:

-  Отходила Фирсовна, относила кофточки...

Как-то на дне рождения мамы оказались две её давние подруги, приехавшие, сговорившись за­ранее, Нина Жернакова - из Новосибирска и Лёля Илларионова - из Москвы. Когда гости разошлись, Лёля, обняв маму, сказала:

-  Молодец, ЮЛЬХЕН (так маму называли гимна­зистки между собой), - держишь Тюменскую марку! Молодец!

Потом они принялись мыть и перетирать посуду и всё говорили, говорили и весело, молодо смеялись! Я, помню, так и заснула под их говорок-хохоток. Мама много рассказывала про обеих подруг: Нина, с её слов, была всегда сдержанная, серьёзная, а Лёля -  хохотушка, «нарядница» и большая любительница собак. Я однажды, проездом, была у неё. Жила она на Тверском бульваре, рядом с ТАСС. Вечером мы с ней и двумя большущими собаками прогуливались по бульвару и отдыхали на скамье, у памятника Пушкину. До конца жизни мама переписывалась с подругами.

В последний путь маму провожали под звуки ду­хового оркестра Тюменского военно-инженерного училища. Было очень много народа. По её высказан­ной как-то просьбе, на могиле звучал вальс «На со­пках Маньчжурии», которым, по традиции, откры­валась танцевальная часть бала в гимназии.




ПАПА

Из довоенного времени папу я помню только так: мама держит меня на руках, и мы смотрим в окно, вниз: жили на втором этаже. От крыльца к воротам, быстрой походкой идёт папа. Мне знакомы его чёр­ная колючая из-за короткого жёсткого ворса кепка с пуговкой в центре и такая же куртка. Папа вышел за ворота, закрыл их, а мы продолжали стоять у окна и снова увидели его, когда он подошёл к перекрёстку и скрылся за угловым домом. Мама поставила меня на пол и грустно, как бы оправдываясь, сказала:

-  Папа не любит, чтобы его провожали и никогда не оглядывается, уходя. Когда летом 1945-го папа вернулся с войны, я увидела его первая, но не узна­ла, а сказала:

-  Там какой-то дяденька военный пришёл.

Знакомилась и открывала его для себя заново.

Той, послевоенной осенью я пошла в школу, виде­лись мы мало: папа много работал. Как-то в пасмур­ный вечер он был дома, взял в руки гитару, всю вой­ну провисевшую на стене, на голубой ленте, сел на середину кровати и начал играть. Я сидела на стуле напротив. От первых же звуков у меня перехватило дыхание. Они совсем не походили на то, что извле­кали из гитары братья, временами подбирая какую-нибудь новую уличную или «киношную» песенку, или когда мама пыталась подыграть себе «Синий плато­чек». Из-под папиных пальцев исходили звуки Му­зыки, хотя это была ещё только настройка. Когда же он заиграл марш «Под Двуглавым орлом» (название я узнала позже, он всегда начинал игру именно этой вещью), потом - «Дунайские волны», «Коробейники», «Тёмная ночь» - я была ошеломлена! Замерев, слу­шала, и мне казалось, что поёт не одна, а несколько гитар, что звучат не только струны, но и весь воздух в комнате! И это - мой папа! Не знаю, как выглядела я со стороны, но много позже он говорил кому-то, что был потрясён моей реакцией и удивлён, что для меня было открытием его умение играть на инстру­менте. Играл же он с детства. Дядя Сеня, муж род­ной сестры папиной мамы, рассказывал:

- В Минске, когда Геня какое-то время жил у нас, я принёс домой балалайку, полученную на каком-то празднике в качестве приза. К удивлению всех, он, тогда ещё мальчишка, взял её и сразу заиграл «Сре­ди долины ровныя». Я подарил племяннику инстру­мент, - и, смеясь, добавил о себе: - Не зря старался.

Однажды я попросила папу научить меня играть. Он взял гитару, показал несколько аккордов и пере­дал её мне - повторяй. У меня ничего не получалось. Он посчитал, что так ничего и не получится, и боль­ше об этом разговоров не было. Мне было грустно и даже обидно, но не хватило характера, чтобы оси­лить инструмент самостоятельно. Сейчас думаю, что если бы явились какие проблески способностей или хотя бы настойчивости, он помог бы мне. Ещё папа рассказывал, что в детстве, там же в Минске уви­дел на улице толпу поющих, танцующих и играющих на гитарах цыган. Как заворожённый, он пошёл за ними, пришёл в их табор и прожил там несколько дней, пока его не разыскали родственники. В эти дни и выучился игре на гитаре по-цыгански.

За всю свою жизнь я не слышала никого, кто бы играл лучше. В игре классических гитаристов, на чьих концертах бывала, прежде всего, в память о папе, мне не хватало его живости и размаха. Я, конечно, понимаю крайнюю субъективность моего восприятия, «но всё же, всё же, всё же»... Такая жа­лость, что не было у нас магнитофона, да собствен­но, даже и мысли о возможности сохранить звуча­ние его игры!

В репертуаре папы было много разных маршей, вальсов, песен, плясовых. Он легко подбирал любую напетую мелодию, и она сразу превращалась в му­зыкальное очарование. Мне очень нравились в его исполнении «Яблочко» с множественными вариа­циями, «Цыганочка с выходом», вальс «Шантаклер» и очень-очень - «Мазурка Венявского»! Медленное, нежнейшее начало её сменялось бурным, ярким про­должением, и смена мелодий была всегда неожидан­на и как бы нежеланна - так хороши они обе были! В ответ на мой восторг от мазурки папа рассказал трогательную историю:

- В имении польского шляхтича жил талантли­вый скрипач из крепостных. У него была возлюблен­ная, которая приглянулась богачу, и он решил взять её в жёны. Была назначена свадьба, а скрипачу за­казали написать к этой свадьбе мазурку. Оттого-то так безысходно-печальна медленная часть её.

Когда я училась в Омске, в день получения сти­пендии, всегда заходила в книжный магазин и по­купала книгу о каком-либо музыканте, художнике, поэте или набор открыток с репродукциями картин художников, или пластинку с записью классической музыки. И вот встретилась мне книга - Эустахий Че­кальский «Волшебная скрипка», повесть о Генрике Венявском. В ближайшем сквере я начала читать её. Каково же было моё изумление - узнать, что ком­позитор не только никогда не был крепостным, а я именно так поняла папин рассказ, но жизнь его была вполне благополучна, а музыкальная карьера -  блистательна! Его называли польским Паганини. В коллекции у меня есть и та самая мазурка, и очень красивая пьеса - «Легенда».

В двадцатые-тридцатые годы папа в Тюмени, в клубе водников, в наше время в этом доме был ки­нотеатр «Победа», руководил оркестром народных инструментов и не однажды с гордостью говорил, что его оркестр первым в городе сыграл «Интерна­ционал». Мама подтверждала это и добавляла, что оркестр часто устраивал концерты и имел очень большой успех у публики.

-  Этой игрой он и меня смутил, - добавляла она, улыбаясь. Я помню большую, на картоне, фотогра­фию оркестра, к сожалению, не сберегли её! На ней -  все сидят с инструментами, папа - в первом ряду, справа, с мандолиной. Молодой! Вдохновенный!

Однажды папа долго болел - ишиас сильно мучил его: не мог ходить, с трудом поворачивался в кро­вати, стонал ночами. К нему приходила медсестра, ставила обезболивающие уколы. В один из дней, по­сле её ухода, мама, решив развлечь папу, дала ему в постель гитару. Тут пришли ко мне Зойка и наша одноклассница Томка Громыхалова. Мама говорит:

-  Спойте-ка что-нибудь ваше, а папа подыграет.

Мы устроили целый концерт: пели «Орлёнка», «Там вдали, за рекой», «У дороги чибис», плясали. По­том я исполнила акробатический этюд, а Томка про­читала «Песню о буревестнике» Горького. Она была в школе лучшим чтецом и не только в школе, а и в го­роде: на олимпиадах всегда первое место занимала! Папа, когда она читала, стал наигрывать какую-то мелодию, под стать томкиному вдохновенному чте­нию, - получилось что-то совершенно необыкновен­ное! Он сказал, что это называется мелодекламация. Позже, в концертах, часто встречался этот жанр, сейчас, к сожалению, совсем забытый. Про Томку папа сказал:

-  Вот так громыхнула - молодец!

В этот же день зашёл разговор о романсе Глин­ки «Не искушай». Я загорелась выучить его, сообщив, что стихи заучиваю быстро. Папа засмеялся и сказал:

-  Стихи-то ты выучишь, а вот с мелодией едва ли справишься - сложновата она для тебя, да и не только для тебя. Но я быстро выучила и то, и другое. Он удивился и ещё сказал:

-  Часто этот романс поют дуэтом, причём, основ­ную партию ведёт более низкий голос - в этом осо­бенность романса.

Мы стали разучивать, и у нас получилось, к его и наших гостей удивлению. Я потому так подробно говорю об этом романсе, что мы пели его - на вечное прощание. Дня за два до папиного ухода от нас, ему стало получше - промедол ли помог или что другое: перед этой дорогой людям часто ненадолго легчает. Мы дома вдвоём. Папа сидит на стуле, опершись на трость. Невыносимо грустно. Я говорю:

-  Пап, давай споём «Не искушай».

Он чуть оживился, и я подала гитару. Проиграл вступление, и мы тихонько, но с удовольствием про­пели весь романс. А потом он заиграл и едва слышно запел:

-  То не ветер ветку клонит... Не житьё мне здесь без милой... Знать, судил мне Бог...

Заканчивался второй год, как не было с нами мамы. Не знаю, как я выдержала, не разревелась. Не помню, как забрала гитару... Пришла Лида сме­нить меня... Назавтра папа был уже без сознания... Очень, очень долго я совершенно не могла слышать эту ветку! Да и сейчас...

А «Не искушай» - вокальный шедевр, особенно любимый нами в исполнении дуэта незабвенных Козловского и Рейзена.




БРАТ ТОЛЯ

Ещё одним дорогим источником моих музыкаль­ных познаний, был брат Толя, семью годами стар­ше меня, мой главный наставник и воспитатель в детстве да и позже тоже. Большую часть времени он читал книги, часами лёжа на кровати, на живо­те, подперев подбородок ладонями согнутых в лок­тях рук. Частенько из-за этого он пропускал уроки и приучил меня не ябедничать. У нас бывало много подобных тайн, и ни разу я не нарушила их. Лю­бимый писатель его юности - Жюль Верн. Иногда прочитанное он «реализовывал» во дворе, объявляя пустующую территорию его необитаемым островом, а собираемые нами чёрные ягоды паслёна и кала­чики мышьей репки - «экзотическими плодами да­лёких просторов Вселенной». Укрепив простыню на огромные решётчатые ворота стайки, он объявлял её - «бриг под парусом», а весь наш дворовый коллек­тив - «судовая команда под предводительством бес­страшного капитана Анатоля». Игры с его участием были самыми интересными и весёлыми, но чаще он откровенно игнорировал нас как «мелюзгу».

Среди своих сверстников Толя имел кличку «Вертун» - за необычайную живость, ловкость, не­истощимость на выдумки и прозвища. Иногда он приводил в дом ораву мальчишек и, после битвы в «жёстку» или в «чику», устраивал спевки новых дво­ровых песен, которые и я быстро заучивала. Вот не­которые из них: «К нам в гавань заходили корабли», «Распутье-путь - для всех оно открыто. И манит тех, кто брошенный судьбой», «Танго цветов», «Девушку из маленькой таверны полюбил суровый капитан»... Последним, коронным, номером этих спевок было моё исполнение песни «Каховка». После его объявле­ния устанавливалась гробовая тишина. Пела я всего один куплет, причём, строка «Мы - мирные люди, и наш бронепоезд стоит на запасном пути» была пере­делана братом так, что мгновенно приводила всех слушателей в неописуемый восторг. Не дождавшись окончания, они выскакивали на улицу, и долго ещё оттуда доносился их хохот. Я радовалась такому успеху, но причину его поняла много позже: воспро­извести изменённый текст невозможно! Толя вообще часто подшучивал надо мной. Как-то мне очень пон­равилась мелодия, исполняемая по радио, и я вслух пожалела, что она быстро закончилась. Он выдёрги­вает штепсель из розетки и говорит: «Кричи скорее в дырки, пока не ушли!» Мгновенно выполняю, он во­дружает штепсель на место, и мелодия звучит снова. Я прыгаю от радости, а он смеётся и хвалит меня за проворность, просто зная, что после паузы мелодия должна повториться.

Когда я перешла в четвёртый класс, брат уехал в Свердловск и поступил в Уральский Политехниче­ский институт, знаменитый УПИ. Приезжая на ка­никулы, он стал привозить другие песни. Я, конечно, тут же заучивала и их. Это были: «Колумб Америку открыл, Страну для нас совсем чужую. Дурак! Зачем он не открыл. На нашей улице пивную! Так, нали­вай, брат, наливай! Всё, до капли выпивай! Вино- вино-вино-вино. Оно на радость нам дано!» Ин­тересно, что мама, услышав эту песню от нас как нечто новое, добавила гимназический вариант её. У Толи последний куплет звучал: «Студенту тоже ну­жен ром, Когда идёт он на экзамен, А то без рома скажет он, Что треугольник ромбу равен», у мамы: «И реалисту нужен ром, Когда идёт он на экзамен, А то, без рома, скажет он, Что Юлий Цезарь был тата­рин» и ещё куплет: «А гимназисткам ром не нужен, Они без рома хороши, Им поцелуй горячий нужен, И объяснение в любви!». Толя взял на вооружение эту добавку, и она была принята в общежитии, конечно, с заменой «гимназисткам» на «студенткам». Следую­щая песня называлась «Электричество» - «Да здрав­ствует прогресс! Да здравствует наука! Мы покоря­ем труд, Прогресс нам в том порука...» Припев: «Нам электричество сделать всё сумеет! Нам электричест­во светом тьму заменит! Нам электричество любой заменит труд: Нажал на кнопку - чик-чирик, и тут как тут!» Дальше шли: «Жена» - «Жизнью холостою я извёлся. Жалок мне мужчина холостой. Я, друзья, недавно обзавёлся молодой красавицей-женой. Мне теперь не надо чистить брюки. Помощь мне при­слуги не нужна: У меня для этой самой штуки. Есть своя законная жена!»; потом - «В гареме нежится Султан. Ему счастливый жребий дан. Он может де­вушек любить, Хотел бы я султаном быть. А в Риме Папа Римский жил, Вино, как воду, Папа пил»...» и в завершение - «В одной руке держу бокал, Другой - сжимаю нежный стан, Студенту лучший жребий дан, Ведь он и Папа, и Султан!». Очень понравилась песня «Ни пуха, ни пера», особенно куплет - «Нас ку­рами и утками не кормят повара, Мы заняты наука­ми с утра и до утра, И чтобы не проспать рассвет, У нас в подушках вовсе нет. Ни пуха, ни пуха, ни пуха, ни пера!»

Студенческими песнями новый музыкальный ба­гаж Толи, а через него и мой, не ограничился. Он стал насвистывать (с детства хорошо, художественно, свистел) совершенно новые красивые мелодии или выпевать отдельные музыкальные фразы: «О, дайте, дайте мне свободу! Я свой позор сумею искупить!»; «Полна, полна чудес могучая природа!» или - «Сердце красавиц склонно к изменам!» и, хитро улыбаясь: «Но изменяю им раньше я!»; или - «Мой час настал и вот, И вот, я умираю!»; или - «Смейся, паяццо, над раз­битой любовью!»; или - «Высоко поднимем мы куб­ки веселья И жадно прильнём к ним устами!» или - «О, дай мне забвенье, родная»; «Я Вас люблю, люблю безмерно»; «Любви все возрасты покорны»... Все они нравились мне ужасно! А Толя говорил:

-  Это арии из опер, и завораживал меня перечи­слением названий опер и имён композиторов: Алек­сандр Бородин - «Князь Игорь», Римский-Корсаков - «Снегурочка», Верди - «Риголетто», Леонковалло - «Паяцы», Направник - «Дубровский», Чайковский - «Пиковая дама»! И продолжал:

-  Закончишь школу, учиться - только в Свер­дловск! Ты знаешь, какой там оперный театр?! А ба­леты - «Корсар», «Красный мак», «Эсмеральда», «Лебе­диное озеро»!

-  А оперетты! - не унимался он, - Свердловская музкомедия - это же лучшая в Советском Союзе! И Московской, и Ленинградской лучше - официально признано!

Каково же было моё удивление и восторг, когда после отъезда брата, стала слышать эти мелодии по радио и узнавать их! К девятому классу я наизусть знала большинство арий, звучавших из дорогой и любимой чёрной тарелки, и имена их лучших ис­полнителей: Лемешев - Ленский, Козловский - Юро­дивый, Иванов - Князь Игорь, Михайлов - Кончак, Нежданова - Антонида, Шумская - Виолетта, Бар­сова - Снегурочка, Лисициан - Жермон, Пирогов - Пимен!

Я могла уже разговаривать с Толей почти на рав­ных. Ему это нравилось. Мы часто писали друг дру­гу. В свои письма я иногда вкладывала пять, а то и десять рублей, сэкономленных из тех, что получала на завтраки или кино. Он всегда искренне благода­рил, отчего я, конечно, бывала счастлива!

И ещё о музыке - какая удача, что в то время у нас оперы исполнялись на русском языке! Конеч­но, знаю, что правильно - их следует петь на язы­ке автора, но... И вот, не так давно, в телепереда­че «Линия жизни», глубоко почитаемая мной Галина Вишневская сказала, что исполнение на языке слу­шателей - есть уважение к ним и их стране!» Очень согласна с этим! Сколько бы я потеряла, если бы с детства не понимала, о чём поют мои кумиры. Ведь либретто опер у меня не было!

Много истинно радостных минут давало мне об­щение с Толей. И ему тоже. Помню, после первого класса я - в пионерском лагере «Антипинский», в двенадцати километрах от города. И вдруг, где-то между завтраком и обедом, слышу знакомый окрик: «Милка!», оглядываюсь - невдалеке стоит Толя и улы­бается! Чудесная улыбка была у него - и открытая, и лукавая, и извиняющаяся одновременно. Броси­лась к нему, повисла на шее. Он прижал меня к себе на мгновение, потом твёрдо так поставил на ноги, и сказал, продолжая улыбаться:

-  Ну, вот ещё! Я спрашиваю:

-  С кем ты приехал?! А он:

-  Пешком притопал! Кто меня повезёт?

Автобусов тогда не было, родители приезжали только на родительский день на машине организа­ции, в которой работали. Не скажу, чтобы мне очень нравилось в лагере: всё чем-то удручена была! Отка­заться поехать было невозможно - знала, что дома с едой плоховато, и маме - лишняя забота, а в лагере кормили хорошо. Скучала я - только по Толе. И вот он здесь!

После обеда мне разрешили пробыть сон-час с братом. Мы пошли к большому красивому оврагу, которым заканчивалась территория лагеря, и сели на его берег. Я вынула из-за рукава котлетку, поло­женную между двумя кусочками хлеба: всё спрята­ла во время обеда, и протянула Толе. Он сказал:

-  Ух, ты, какая роскошь! и стал есть. Я знала, что он голоден: мы тогда вечно есть хотели. Ему и меня было нечем угостить, и я чувствовала, что от это­го он чувствовал себя, «малость неловко», как любил иногда говорить. Я бы и компот свой отдала, но не посмела ни попросить разрешения, ни так принести: выносить еду из столовой категорически запреща­лось! Пока Толя ел, послышались тихие звуки аккор­деона. Мы оглянулись на них: на противоположном берегу оврага, как на горе, на фоне ярко-голубого неба, стояла наша «музруководительница», обожае­мая мной красавица Инна Овчинникова. Она заиг­рала грустную знакомую мелодию песни, из которой я знала только четыре строчки и часто напевала их про себя: «Перебиты, поломаны крылья, Дикой бо­лью всю душу свело, Кокаина серебряной пылью, Все дороги-пути занесло». Правда, я пела: «как ови­на серебряной пылью», представляя рухнувшего в сельской местности, у овина, лётчика и поломанные крылья его серебряного самолёта... Инна играла ещё долго, разное и так хорошо, что мы так и просидели молча, с удовольствием слушая её.

После школы я, действительно, поехала учить­ся в Свердловск. Толя работал на Уралмашзаводе, жил в заводском общежитии и заканчивал заочное отделение металлургического факультета УПИ: пе­решёл на заочное из материальных соображений. Документы я отправила в Свердловский ИНЯЗ: обо­жала английский, а ещё более - нашу учительницу, Людмилу Сергеевну Максимову. Толя же посчитал этот ВУЗ недостойным меня и быстро убедил в этом. Оставив вещи в его комнате, мы сразу поехали в УПИ. Восторженно показывал он монументальное здание института, стоящее совершенно обособленно и величаво; его просторный вестибюль с колоннами и нарядными антресолями этажей; огромный чер­тёжный зал со стеклянным потолком; лекционные аудитории с высоко поднимающимися рядами для студентов. Наконец, привёл на строительный фа­культет, показал великолепные снимки красивых зданий и мостов и остановившись перед одним из них, восхищённо произнёс:

- Представляешь, когда-нибудь на одном из снимков прекрасного моста будет написано: «По проекту архитектора Кутузовой Л.Г. - А?!» Потом, так же восторженно, показывал он ВТУЗ-городок с девятью корпусами студенческих общежитий, раз­мещённых среди множества деревьев, кустов и цве­тущих клумб. Завершил осмотр у пятого корпуса:

- Жить будешь здесь! Ни один институт даже близко не может сравниться с УПИ!

На другой день я забрала документы в ИНЯ­Зе и сдала в УПИ. Поступила на редкость легко и просто, хотя конкурс был - человек пятнадцать на место: математику я любила, особенно геометрию, а так и непонятую химию на строительном не сда­вали. Не знаю уж, к сожалению или к счастью, но через полтора года я бесславно покинула этот храм науки. Сначала долго не могла сдать теоретическую механику, потом заболела и попала на лечение в студенческий профилакторий. Понравилось там - «аж, жуть!»: чистота, наедалась каждый день разной вкуснотой и без очередей! Много спала, а просыпа­лась почти всегда под звучащую из неумолкающего репродуктора, очень популярную тогда песню: «Не для тебя ли, в садах наших вишни Рано так начали зреть, Рано весёлые звёздочки вышли, Чтоб на тебя посмотреть?!» Уколы и прочие процедуры, в сравне­нии со всем этим, были ерундой. Выписали с реко­мендацией об Академическом отпуске, обследова­нии и долечивании.

В эстетическом и музыкальном плане эти полто­ра года пребывания в Свердловске были бесценны! Мне нравилось всё: изучаемые дисциплины - слуша­ла лекции по высшей математике и удивлялась - всё понимаю! По «начерталке» - единственная в группе, получила «отл»! Преподаватели - умные, с юмором! Старшекурсники в общежитской рабочей комнате, отдыхая от чертежей, затевали какие-то малопонят­ные, но интересные споры, с хохотом перекидываясь цитатами из Зощенко, о котором я до того понятия не имела. А окружающее! Внутренние интерьеры учеб­ного корпуса - загляденье! Какой восторг - стоять у антресолей третьего этажа и смотреть на великолепные люстры, могучие колонны и глубоко-глубоко внизу - блестящий паркет вестибюля! А новогодняя ёлка - от паркета и до самых люстр! А бульвар - от института и до оперного театра! А спектакли этого театра! Помню, на гастролях - любимейший Павел Лисициан! Толя достал лишь один билет, на «Травиа­ту», и отдал его мне! Билет на хорошее место (обычно мы бегали на галёрку). И вот является на сцену Жер­мон - Аристократ! Идёт медленно, легко опираясь на трость. Останавливается, великолепным движением снимает с головы цилиндр... А когда запел - «Ты за­был край милый свой, Бросил ты Прованс родной...» -  не умерла только оттого, что была слишком молода! Запомнился балет «Спящая красавица» Чайковско­го. Конечно, восторг - от музыки, декораций, костю­мов, танцев! И мысль по окончании спектакля - от­чего главная героиня Аврора?! Ведь самая лучшая из всех - загадочная, воздушная, необыкновенная -  фея Сирени! А как хороша весёлая «Барышня-кре­стьянка» в Музкомедии! А ещё - Картинная галерея, выставка «Уральские самоцветы»! Каменные палат­ки и озеро Шарташ - любимое место воскресного от­дыха студентов...

Толя переживал моё фиаско с УПИ больше меня, считал себя виноватым в этом зигзаге моей судьбы.

Вернувшись в Тюмень, через месяц после опера­ции, я, чтобы не терять времени и подзаработать на пальто, устроилась медрегистратором во вновь от­крывающуюся поликлинику номер четыре: мама на­чала мою переориентацию на медицину. Неожидан­но для себя, с удовольствием проработала два года.

Помню ощущение своей совершенной необходи­мости: когда слегла с ОРЗ на три дня, искренне бес­покоилась, как там будут обходиться без меня! Оба года наша поликлиника была лучшей в городе. Глав­ный врач - Клусова Вера Тихоновна - замечатель­ный человек: строгая, принципиальная, мудрая и весёлая. Она сумела подобрать отличный коллектив и отлично организовать его работу и отдых! Какие вечера мы устраивали на Новый год, 1-е Мая и 7-е ноября - со своими концертами, викторинами, тан­цами! А живые картины-конкурсы. Вот одна из них, на Новый год: девушки играют «А мы просо сеяли», затем разжигают костёр и прыгают через него. Ко­стёр мы делали с папой из абажура с приклеенными полосками папиросной бумаги. Под ним - красная лампочка и вентилятор, сверху насыпалась пудра. «Зажигался» костёр незаметным включением в элек­тросеть - впечатление горящего, шумящего, дымя­щего костра было полным! Через него и прыгали де­вицы в нарядных сарафанах, взятых в драмтеатре. Вопрос таков: название сказки, кто автор сказки и автор оперы по ней? Приз - живой петух! На мотив модной тогда песни «Пять минут» я сочинила купле­ты - «Неделя в поликлинике», тоже всем понравив­шиеся.

В 1958 году комсомольская организация поли­клиники была признана лучшей среди учрежде­ний города. Дружно и искренне-весело собирали мы макулатуру и металлолом, хотя при объявлении об очередном мероприятии не больно радовались, да и не все приходили. Сама, между прочим, даже представить не могла, как это можно - не прийти! С большим удовольствием организовывали конкур­сы по профессии. Как комсорг я стала участницей городской комсомольской конференции, на которой в награду получила билеты на два бесподобных кон­церта в филармонию! Один вечер - Сергей Балашов читал стихи и поэмы Сергея Есенина и Маяковско­го, другой - Игорь Ойстрах исполнял произведения Паганини и Сарасате! На них я узнала и полюби­ла и стихи Есенина, и скрипичную музыку! Заме­чательным впечатлением этих двух лет было учас­тие всем молодым составом поликлиники в хоре завода «Строймаш», что находился напротив и был нашим шефом. Руководил хором лучший, наряду с Либерманом, хормейстер города - Погудин. Так волнительно-радостно было и на репетициях, и на концертах ощущать свою причастность к большому коллективу, чувствовать, как с каждым разом МЫ звучим всё слаженнее, чище, значительнее! Наибо­лее памятные песни - хоровая «Тайга, тайга - кругом снега», лирические, их пели наши солисты - Жар­ников, Олизаревич и литейщица Валя: «Тишина», «Осень, прозрачное утро», «Валенки» и множество замечательных песен военных и послевоенных лет.

Через два года поступила в Омский мединсти­тут. Я была удивлена провинциальностью города, по сравнению со Свердловском, и шокирована убого­стью помещений института, по сравнению с УПИ! Здание старинное и достойной архитектуры, но, ви­димо, с дореволюционных времён не ремонтирован­ное! Единственно, что поразило в нём - огромное, во всю стену, зеркало, но, кроме величины, и оно не впечатляло: так было старо и тускло! Как меня всё это удручало! Но город был симпатичен множеством скверов, аллей и бульваров. Особенно понравились его газоны - свеже-ярко-зелёные, они были усеяны разноцветными мелкими маками! Только в Латвии, в Юрмале, много позже, встречала подобное, прав­да, вместо маков там были тюльпаны. Училась уже более серьёзно и увлечённо. И здесь нравились и дис­циплины, и преподаватели, и сокурсники. Но музы­кальная жизнь была бедновата! Правда, на втором курсе в городе открылся при филармонии Студен­ческий музыкальный университет, и мы стали его первыми активными слушателями. Познакомились с очень известными тогда скрипачами: Валерий Климов, Игорь Безродный (не припомню большего впечатления от «Аве Марии» Шуберта, чем в его ис­полнении!), Эдуард Грач - «Лунный свет» Дебюсси -  чудо как хорош у него! Много было и фортепьян­ной музыки, и народных инструментальных ансам­блей. Здесь же впервые слушала симфонию. Очень боялась, думала - не пойму, не приму и ещё, чего доброго, усну! Не помню, какой оркестр приезжал -  исполнялись симфонии Моцарта - по две за ве­чер. Опасения мои оказались напрасными: слушала с удовольствием. Особенно понравилась «23-я», по­сле никогда с ней не встречалась, а очень хотелось -  проверить первое впечатление.

Самая разная музыка звучала в общежитии. На праздничных встречах всегда с удовольствием пели. Песен, мелодичных, милых, умных, задорных, тогда было множество. На последних курсах мы особенно любили «Студенческую застольную»:



«На весёлый студенческий ужин
Собралася вся наша семья,
Тост заздравный, конечно же, нужен,
Без него обойтись нам нельзя.
Не беда, что вина маловато,
Не беда, если чарка мала,
Эту чарку мы с вами, ребята,
За большие поднимем дела!

Припев:

Пусть дни нашей жизни, как волны, бегут,
Мы знаем, что счастье нас ждёт впереди!
Порукой в том юность и радостный труд,
И жаркое сердце в груди!



Нашей комнатой, впятером, мы купили проиг­рыватель. Я увлеклась приобретением пластинок с классической музыкой, другую покупали «из общей кассы». Познакомилась с таким же любителем, ещё более увлечённым классикой, выписывавшим ком­плекты с операми из Москвы и Ленинграда и нау­чившим этому меня. Так образовалась целая коллек­ция прекрасной музыки в прекрасном исполнении. Пластинки стали единственными подарками от дру­зей и родных на многие годы. Любитель классики, окончив институт, подарил «Концерт для фортепья­но с оркестром» Э. Грига. Толя, когда я гостила у него на каникулах в Калининграде, купил оперу «Ромео и Джульетта» Ш. Гуно, муж, на новый, 1965-й год, вру­чил симфоническую поэму «Арлезианка» Ж. Бизе... Последний раз на концерте в Омске я была в конце шестого курса - во дворце нефтяников, недалеко от нового учебного корпуса и общежития. Исполнялась «Торжественная увертюра - 1812-й год» П.И. Чай­ковского. Под звон литавр сын подал мне свой пер­вый сигнал. После окончания института девчонки благословили нас проигрывателем, и он долго слу­жил семье верой и правдой. А Галя, милая моя Галя, подарила бесценную для меня книгу - «50 опер»!

Когда приехала в Тюмень, невероятное событие ожидало меня: в крошечном магазинчике, на улице Республики, прямо на полу, горой лежали уценённые до 50-25 копеек долгоиграющие и обычные пластин­ки с классической музыкой!!! Это были сплошные ше­девры от фирмы «Мелодия»! Конечно же, коллекция моя значительно пополнилась. А, вдобавок к этому, лежали пластинки для детей - от «Мишкиной каши» и «Девочки на шаре» до «Гадкого утёнка», «Маленько­го принца» и «Щелкунчика» в исполнении чудо-мас­теров - Марии Бабановой, Валентины Сперантовой, Названова, Литвинова, Плятта, с прекрасным музы­кальным сопровождением! Сын вырос на этих ше­деврах.

Вспоминаю мой юбилей - 50 лет. За столом То­ля прочитал своё поздравление, оно начиналось но­стальгически:



                                          Милке!

Прозрачной ручкою «печёнки» доставала
С печурки нашей, раскалённой добела,
И не насытившись, беспечно напевала
Простую песню - «Ты, синичка, где была?»

А заканчивалось:

Так пусть мечтателей подруга - бригантина
Зовущий парус не спускает никогда! ...



И мы спели всеми любимую «Бригантину»: Надо­ело говорить и спорить и любить усталые глаза...




ТЁТЯ ДАША

Ещё несколько мелодий постоянно сопровождали моё детство. Соседка тётя Даша очень любила петь. Тягуче-тоскливо, «тонким» голосом, она выводила за стеной:

Хо-о-ро-ша я, хороша!
Плохо лишь одета,
Никто взамуж не берёт
Девушку за это...

потом:

Эй, матросы-моряки,
Разведите шлюпки,
А за это вас за всё
Да расцелуем в губки.

Песня заканчивалась трагически:

На руках она несла
Да матросёнка-сына...

Несла к реке, чтоб вместе утопнуть, так как мать ей сказала:

Моего совета ты
Да слушать не хотела! - и прогнала.



Была в числе ею любимых и «На Муромской до­рожке стояли три сосны», «Не брани меня, родная», а заканчивалось пение всегда - «Виновата ли я, виновата ли я, виновата ли я, что люблю?!» Напев­шись досыта, она выходила во двор необыкновенно тихая, «смирённая», - так сама про себя говорила. Одиноко сидя на скамейке у ворот, она долго-долго, молча, миролюбиво и как-то отстранённо, разгляды­вала прохожих, а потом, также тихо уходила к себе домой, и день-два её не было слышно.

Моя бабушка по маме -


 «МУЗЫКАЛЬНАЯ АВТОБИОГРАФИЯ»






















_МИЛА-СЕМИКЛАССНИЦА,_1952_Г._








_БРАТ_ТОЛЯ_-_СТУДЕНТ_УПИ,_1953_Г._








_КОМСОМОЛКИ_ЧЕТВЕРТОЙ_ПОЛИКЛИНИКИ,_БУДУЩИЕ_ВРАЧИ,_1958_Г._








_ДУНЬКИН_САД,_1958_Г._








_СТУДЕНЧЕСКАЯ_СЕМЬЯ_В_ОБЩЕЖИТИИ_ОМСКОГО_МЕДИНСТИТУТА,_1964_Г._



_СЁСТРЫ_БЕЛОГЛАЗОВЫ_1898_Г._






_ВИТКО_ПЕЛАГЕЯ_ВАСИЛЬЕВНА_








_ПАДАЛКА_ОЛЬГА_ВАСИЛЬЕВНА_








_У_ПОРТРЕТА_БАБУШКИ_2015_Г._