Избранное. Том 1
С. К. Ломакин






МОНОЛОГ ПРЕДСТАВИТЕЛЯ УХОДЯЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ


Дед Матвей Захарович умирал долго и мучительно. Он стоически переносил боли и был в полной памяти, что считалось всегда на Руси благодатью. Немногочисленные родственники сменяли друг друга около постели больного. Дед был ровен и ласков по отношению ко всем, но особенно выделял внука Андрея, от среднего сына, который недавно вернулся из армии. Андрей чувствовал особое отношение к себе деда и старался как можно больше находиться рядом, соглашаясь посидеть с ним за других. Дед и раньше, до армии, поражал своими познаниями Андрея, но с возрастом Андрей стал понимать великую силу знаний, и чем старше становился, тем сильнее его было прозрение, что за человек находится рядом с ним. За два дня до смерти Матвей Захарович в полной памяти, когда они были вдвоём попросил внука: – Андрей, у меня к тебе просьба, только не удивляйся. Когда я умру, положи, чтобы никто не видел, мобильник в правый карман моих брюк. Мы с тобой будем общаться. Андрей не только удивился, поразился такой просьбе и даже подумал, не поехала ли крыша у деда. Но дед настоял на своём, и Андрей дал согласие звонить после двенадцати ночи в течение 40 дней.

Почему сорока дней, спросил Андрей? Поясняю: На третий день ангел приводит душу на поклонение Богу. Ангел показывает душе блаженство рая и муки ада. На девятый день душе даётся отдых. Сохраняя привязанности душа слетает к дому, где жила с телом, то к гробу, где лежит тело. Ангел указывает, где душа согрешила, а на сороковой день ангел снова приводит её к Богу и ей назначается место по заслугам.

Как глубоко верующий дед исповедался и причастился, простился с родными и близкими. Умер он во сне под утро. Отпевали Матвея Захаровича в православном храме. На третий день после похорон Андрей решил позвонить деду. Он много думал о разговоре, сомневался и считал, что старик решил над ним подшутить, его причуды и розыгрыши были известны родным. Однако Андрей о просьбе деда никому не рассказывал, собирался и дальше держать в секрете. Он понимал, существует предел человеческой жизни, за которым нисхождение становится неотвратимо низвержением во тьму, в вечность, в антимир. Андрей колебался и даже боялся прикоснуться к телефону, он не верил в общение с умершим дедом, и в то же время подчинялся сумасбродству, не управлял уже самим собой, постоянно думал о данном слове. Наконец решился и, после двенадцати ночи, запершись в своей комнате, набрал номер мобильного телефона Матвея Захаровича. Потянулись длинные долгие гудки: вдруг щелчок и обычный с хрипотцой голос деда: – Здравствуй, внучек, спасибо за мобильник, удружил. Андрей смешался, он был потрясен голосом, словно дед находился в его комнате, и даже огляделся вокруг. Но дед, как бы понимая растерянность внука, начал задавать вопросы, чтобы вывести Андрея из шокового состояния. – Как там дома дела? Как здоровье бабы Натальи, сыновей, внуков? – Все ещё в состоянии безвременья, все оплакивают тебя. – На похоронах и отпевании было много народу, будто полгорода пришло проститься с тобой. Это говорит о том, какой ты у нас знаменитый, как тебя уважают. Мы гордимся тобой дед: – Не надо, Андрюша, говорить об этом, ты лучше спрашивай, что тебя интересует, волнует. Мы с тобой побеседуем, время у нас есть. – Дед, ты говорил, что ангел показывает душе на третий день «блаженство рая и муки ада», а как соотносятся между собой тело и душа? – Андрюша, душа идеальная, высокая, божественная основа человека, а тело – природная половина, не желающая знать ничего о душе, соответственно и душа относится к телу подобным образом. Это как соотношение между церквью и государством. Церковь спасает наши души, а государство, образно говоря, – наши тела.

В 18 веке возникло философское направление окказионализм, связанное с идеями картезианства А. Гейлинска, Н. Мальбранша, Р. Декарта. Это направление утверждало о принципиальной невозможности взаимодействия души и тела, без прямого вмешательства Бога, в каждом отдельном случае. Возникает дуалистическая субстанция, дихотомия, т. е. двойственность, представляющая борьбу между желанием тела и душой. Эти крайности далеки от христианства. Человек всегда думал о воскрешении, когда «тленное» тело облекается в «нетленное», т. е. сказано «просветятся яко солнце в царствии Отца их».

Возьми великого русского мыслителя Н. Фёдорова, его труд «Философия общего дела» о трансцендентном и имманентном воскрешении человечества. Дед, мне сложно, видимо, будет понять Н. Фёдорова. – Но ты поставил передо мной вопросы, и я пытаюсь на них ответить. Ты знаешь, Андрей, многое мне самому непонятно о соотношении души и тела. Я часто задумывался над этой проблемой и пришёл к выводу, что дихотомия, непоследовательность, противоречивость человека (с его поведенческими структурами, над биологическими программами) связана с его природой и духовной сущностью.

Нравы сегодняшней жизни людей приводят к расчеловечиванию человека, и нужно прилагать непрерывные усилия, чтобы стать человеком. Наша православная вера даёт такую возможность верующему человеку. Православие – самое чистое, незамутнённое, оно не рассудочное, а сердечное, как Христова благодать.

– Дед, прости меня за некоторые вопросы, вот ты приглашал священника для исповеди. Ты что, грешил? – Дорогой мой внук, на земле нет безгрешных людей, почитай святоотеческую литературу. Это великая (мощный нравственный пласт русской культуры) литература, и ты многое поймёшь... Человек за свои грехи расплачивается в течение всей жизни, он грешит иногда сознательно, но чаще бессознательно. Мне было семь лет, когда я из рогатки убил ласточку, сидевшую на проводах. Поднял её бездыханное, как пушинка, тело и задумался: за что? Вот она пела, щебетала, никому не мешала, а я убил её. Позже, уже работая директором средней школы, меня уговорили коллеги пойти на охоту на лосей (лицензия на отстрел у них имелась) и я убил лосиху в порыве охотничьего азарта. Мне никогда не забыть влажные, подёрнутые слезой испуганные глаза животного. И опять возник для меня вопрос: за что? После этого случая, никогда не брал в руки ружьё, чтобы не совершить убийство. Давай, Андрей, на сегодня прервём разговор, уже поздно. Каждую ночь внук звонил деду, в течение почти месяца, и Матвей Захарович отвечал на все вопросы, стараясь не омрачать, не ранить своими ответами, используя свой огромный жизненный опыт, не уходил от ответов на остро поставленные вопросы. Так на вопрос Андрея, почему люди живут в России и не любят её, насмехаются над державниками, патриотами и почитают европейскую цивилизацию, западные ценности за эталон, Матвей Захарович разразился длинным монологом: – Всё дело в том, что к власти пришли люди, ориентированные на Запад, их ещё называют космополитами или компрадорской буржуазией. Это «пятая колонна», живущая своими корпоративными интересами, разрушающая Отечество, подвергающая осмеянию великую русскую культуру, русский народ.

Напомню тебе, Андрей, вопиющий акт русофобии, связанный с именем бывшего министра культуры (ныне один из руководителей данного министерства) ведущего на канале культура «культурную революцию». В своё время он провёл передачу: «Патриотизм – последнее прибежище негодяев». Это выражение почему-то приписывают Л. Н. Толстому. Это неверно. Оно принадлежит Джонсону. Указываю источник: Л. Н. Толстой опубликовал два тома афоризмов выдающихся мыслителей. Книга называется: «Круг чтения». «Избранные, собранные и расположенные на каждый день Львом Толстым мысли многих писателей об истине, жизни и поведении». Афоризм Джонсона расположен на 237 странице второго тома и имеет совсем другое содержательное значение, а не то, что ему приписывают. По мнению русофобов получается: человек любящий Родину – значит негодяй. Следующая передача имела такое название: «Русский фашизм – страшнее немецкого». Задаёшься вопросом: в какой стране было бы позволено члену правительства делать такие передачи? Миллионы погибших русских людей, наверное, перевернулись в своих могилах, а как должны относиться ещё живые фронтовики и дети погибших родителей на войне? Сегодня русофобия затмила ум и чувства многих людей не только в бывших союзных республиках, но и в самой России. Андрей, я тебе это говорю с болью и надеждой на понимание того, что происходит сегодня в нашем Отечестве. Миллионы людей начинают осознавать, к чему привели страну реформы либералов – демократов. Приведу внук, еще одно высказывание простой чувашской женщины в «Литературной газете». «Я чувашка. Знаю, раздавят великих русских – раздавят и наши малые народы» Галина Козлова. – Дед, но ведь перестройка начиналась с благими целями, почему так получилось? – О каких благих намерениях ты говоришь, внук? 17 марта 1991 года прошёл референдум о сохранении СССР. Почти 77% населения высказались «За», но кто посчитался с народом. Ещё пример: Представь людей, проработавших по 25-30 лет в условиях Крайнего Севера, заработавших по 25-30 тысяч рублей. Этих средств хватило бы на приобретение в южных районах страны дома, машины, гаража. Они мечтали на старости пожить спокойно, принимать детей и внуков. Но гайдаровская реформа обесценила денежные вклады. Беспрецедентный в истории развития государств, обман собственного народа. Сегодня пожилым людям выплачивают гробовые по тысячи рублей, обесцененные в десятки раз. Обманутые люди начинают понимать для чего были затеяны антинародные реформы. Небольшая кучка проходимцев, дорвавшиеся до власти поставила свои личные интересы выше государственных. Так появились, в период «прихватизации», современные нувориши, которые приобретали государственную собственность по бросовым ценам, да ещё на деньги государства. В результате шоковой терапии реформы были направлены на поддержание экономического благополучия крупного бизнеса; выживание простого люда в расчёт не принималось.

То, что создавалось не одним поколением людей, оказалось в частных руках. Ты знаешь, Андрей, я неожиданно вспомнил известного учёного, долгие годы прожившего на Западе, Н. Тимофеева-Ресовского. 60 лет назад он высказался о либералах-демократах, если бы они пришли к власти в СССР. «Вы представляете, что у нас будет, если вдруг демократия появится? Ведь, это засилье самых подонков демократических, Чёрт знает что! Хуже сталинского режима. Прикончат какие бы то ни было разумные способы хозяйствования, разграбят всё, а потом распродадут Россию по частям. В колонию превратят «. Предсказание учёного уже частично оправдалось. Уже продают землю тем, у кого есть деньги. Землю, которую отстаивали не одно поколение людей.

Народ, позволяющий разваливать, грабить страну, позволяющий маргиналам даже продавать детей, которых используют на органы богатым иностранцам, не имеет светлого будущего. Дед, мне многое непонятно, что происходит в стране, часто можно прочитать в ряде статей о русском духе? Посоветуй как укрепить мне его, кого из современных писателей, учёных, политиков читать? – Хороший вопрос, Андрей. Но боюсь, что мне не хватит уже времени, чтобы ответить наиболее полно и указать авторов, с которыми ты должен пообщаться через их книги. Прежде всего, – люди-патриоты, высоконравственные, живущие интересами Отечества. Их, конечно, тысячи, Россия никогда не оскудеет на таланты, я надеюсь, что и ты станешь патриотом и будешь способен на самопожертвование во имя Родины.

Запоминай авторов, великих патриотов, часть из которых уже умерли: В. Распутин, В. Белов, Ф. Абрамов, В. Шукшин, Вл. Солоухин, В. Астафьев, Евг. Носов, Вл. Личутин (у него особый, удивительный язык, обрати внук внимание на этого писателя), Вл. Крупин, Ю. Кузнецов, Н. Рубцов, Т. Глушкова, В. Ганичев.

Литературные критики: М. Лобанов, Ст. Куняев (посмотри его уникальный трёхтомник «Поэзия, Судьба, Россия»), Композиторы: В. Гаврилин, Г. Свиридов.

Публицисты: В. Кожинов, А. Проханов, Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, О. Платонов (главный редактор фундаментального 20-томного проекта «Святая Русь – Большая энциклопедия русского народа», 7 томов уже вышло).

Художники: Илья Глазунов, М. Савицкий (белорусский живописец), В. Клыков (скульптор).

Политики: А. Косыгин, А. Лукашенко.

Философы: А. Панарин, А. Зиновьев.

Дорогой Андрей, внук ты мой ненаглядный, я высказал своё субъективное суждение относительно общественных деятелей русской цивилизации, т. к. приходится вопрошать наше прошлое, настоящее, чтобы понять будущее развития России. И должен отметить, что наш ум по природе своей гораздо меньше стремится узнать, чем понять наши корни, истоки, нашу историю. Постарайся Андрей, всё прочесть и осмыслить, у некоторых людей леность ума связана с ненавистью к жизни или презрение к ней. У тебя должен возобладать долг перед Родиной, служение России во все времена, а особенно в непогоду. После того, как ты всё осмыслишь, расширение границ интересов у тебя, Андрей, явится естественным и необходимым процессом твоего развития. Тебе захочется применить свои познания на службе Отечеству, душа твоя не будет немотствовать, она должна жить бескорыстными, высшими целями и идеалами. Прощай, милый, родной внучек, моё время уже истекло. Прощай!..

– Дед, дедуля, дедушка, родной! – кричал в трубку Андрей, – не уходи, мне ещё многое нужно спросить!

Но ответом Андрею была звенящая тишина... В комнату Андрея не вошёл, а ворвался отец Сергей Матвеевич: – Ты, что кричишь, сын, что случилось? С кем ты разговариваешь, уже половина третьего ночи? Андрей опустил глаза в пол и, не выпуская трубку телефона из рук, ответил: – С дедом говорил во сне...